Меню KDT

logo.png?_=1675255635

Коммунальное государственное учреждение «Большеизюмовская средняя школа» коммунального государственного учреждения «Отдел образования Тайыншинского района» коммунального государственного учреждения «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»
  • kz
  • ru
  • en
  •  

     

     

    Час чтения

    Читательский дневник в проекте ЧАС ЧТЕНИЯ: как правильно оформить дневник


    Читательский дневник в проекте ЧАС ЧТЕНИЯ: как правильно оформить дневник

    Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.

    Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

    В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

    Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

    Шаблоны оформления читательского дневника

    Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и выбрать в интернете наиболее подходящую вам форму или составить свою собственную, ведь это процесс творческий.

    Виды читательских дневников

    В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

    • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
    • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
    • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

    Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

    • ФИО автора произведения
    • Название произведения
    • Число страниц
    • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
    • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
    • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
    • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
    • Отзыв о книге.
    • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
    • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

    Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

    • Список критической литературы по произведению или автору.
    • Выписки понравившихся фраз, выражений.
    • Краткая биография писателя.

    Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

    Можно ли помогать ребенку вести дневник?

    Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

    Проверка читательского дневника

    Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.

     

    Образцы читательского дневника Вы можете найти на странице Школьная Библиотека

    06.04.2017
    0


    Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

    Послание
    Президента

    Блог директора

    Fincenter.kz

    Мы за ЗОЖ!

    В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

    Голосовать